Мозг – суперкомпьютер
Не так давно в индийской резиденции Далай-ламы, в Индии, состоялось не совсем обычное мероприятие. Здесь проводился эксперимент по сканированию мозга монахов. Об этом научном опыте писала американская газета The Wall Street Journal.
Гостями лидера буддистов Тибета и монахов его свиты – на пять дней стали пятеро нейрофизиологов, убежденных в том, что физическими процессами, происходящими в мозгу, можно объяснить любые чудеса, не прибегая к духовным аспектам, отмечается в публикации.
В последнее время ученые задались вопросом о том, может ли мозг меняться под действием чисто внутренних, ментальных сигналов. Именно этот вопрос и заставил нейрофизиологов обратиться к буддистам. По мнению ученых, многовековая традиция буддийской медитации могла на основе эксперимента позволить определить, могут ли мысли менять физическую материю мозга.
Так обитатели резиденции Далай-ламы стали свидетелями и участниками опытов по сканированию, результаты которых нейрофизиолог Ричард Дэвидсон из Университета Висконсина, показывал в Индии. Сравнивалась мозговая деятельность добровольцев, являвшихся в медитации новичками, с мозговой деятельностью монахов, отдавших медитации более 10 тыс. часов. Они должны были предаться медитации "сочувствия", порождающей чувство любви ко всему живому.
"Мы пытались вызвать душевное состояние, при котором сочувствие заполняет весь мозг, не оставляя места для других мыслей", – рассказал буддистский монах из Непала, защитивший диссертацию по генетике и участвовавший в эксперименте.
Различие между новичками и опытными монахами оказалось разительным: во время медитации последние продемонстрировали резкое нарастание высокочастотной деятельности мозга – интенсивное появление так называемых гамма-волн, что считается главной характеристикой деятельности нейронов. Благодаря этому воедино связываются отдаленные участки мозга и, тем самым, создается основа высшей умственной деятельности.
По словам Девидсона, у большинства монахов обнаружилось нарастание высокочастотной деятельности мозга, которое никогда не описывалось в специальной литературе. Ученый полагает, что упражнения в медитации помогают мозгу подняться на более высокий уровень сознания.
Используя метод сканирования, исследователи определили участки мозга, активные во время медитации. Активность в левой лобной доле коры (отвечающей за положительные эмоции) "забивала" активность в правой лобной доле (отвечающей за отрицательные эмоции), чего никогда не отмечалось при чисто умственной деятельности. Участок, который включается при виде страданий, у монахов тоже оказался активнее, как будто монахи были готовы немедленно прийти на помощь тому, кто попал в беду.
Статья, подробно рассказывающая о результатах исследований, была опубликована в трудах национальной Академии наук. "Мы не можем исключить возможность того, что различия в функционировании мозга монахов и новичков существовали изначально, – считает Дэвидсон. – Но тот факт, что у монахов, отдавших больше времени медитации, изменения существеннее, заставляет нас поверить в то, что изменения действительно связаны с ментальными упражнениями".
Таким образом, есть вероятность, что структуру мозга, как и форму тела, можно изменять по своей воле. Точно так же, как аэробика формирует мышцы, ментальные упражнения формируют серое вещество, и ученые только начинают разбираться в этом.
Недавно обнаружена способность мозга менять свою структуру и функции, в частности расширяя или усиливая используемые участки и сжимая или ослабляя те, которые используются редко. Например, у пианистов, часто играющих арпеджио, отделы мозга, контролирующие указательный и средний пальцы, сливаются. Видимо, потому, что, когда один палец очень быстро ударяет по клавише, второй делает то же самое почти одновременно, заставляя мозг считать два пальца одним. В результате такого слияния пианист не может шевелить этими пальцами по отдельности. [5]
Левое полушарие головного мозга отвечает за рациональное, аналитическое, вербальное (словесное) логическое мышление, которое оперирует цифрами, словами, нотами. Ритм музыки воспринимается именно левым полушарием.
Левое полушарие мозга является мужским компонентом, поскольку такое видение мира свойственно Сознанию мужчины. Это левополушарное мужское (Ян) Сознание.
Правое полушарие головного мозга в большей степени имеет отношение к переживаниям (чувствам), чем к разумному пониманию чего-либо. Этот компонент отвечает за невербальный (бессловесный) анализ (например, за первое мгновенное восприятие другого человека, свойств его характера и последующего поведения), интуитивную ориентацию в пространстве и, вообще, за интуицию. Под интуицией (предчувствием) понимают предсказание каких-либо, пусть даже незначительных событий, которые впоследствии происходят. В глубинном понимании в основе интуиции лежит жизненный опыт, наработанный человеком в его прошлых реинкарнациях (воплощениях).
Таким образом, правое полушарие ответственно за чувственное восприятие мира. Например, мелодичность и красоту музыки мы воспринимаем именно правым полушарием. Правое полушарие – это женский компонент, отвечающий за правополушарное женское (Инь) Сознание. Когда мужчина с его "левополушарным" мышлением смотрит на женский способ восприятия, он говорит: "Здесь нет логики". А женщина, глядя на него, спрашивает: "Где же чувства?". Женский компонент руководствуется принципами: "мне это нравится", "я это хочу", "никакие доказательства меня не волнуют".
Московские ученые нашли научное обоснование тем переменам, которые могут возникнуть в жизни человека после молитвы. В знаменитой "Бехтеревке" – Санкт-Петербургском психоневрологическом НИИ им. В.М. Бехтерева – в лаборатории нейро– и психофизиологии провели серию уникальных экспериментов.
"Сняв десятки электроэнцефалограмм, показывающих процессы, происходящие в мозгу человека во время молитвы, нам впервые удалось зарегистрировать удивительные явления", – говорит руководитель одной из лабораторий Института профессор Валерий Слезин. До сих пор наука знала три основных состояния головного мозга: бодрствование, "быстрый" и "медленный" сны. Между тем опыты В. Слезина обнаружили еще одно, которое можно назвать "молитвенным" бодрствованием. В этом состоянии кора мозга как будто отключается, но восприятие информации человеком идет, минуя мыслительные процессы и анализ.
"Мне кажется, – продолжает Слезин, – хотя пока я не могу этого доказать, что в подобном состоянии сознание начинает существовать вне тела". По его мнению, "молитвенное" бодрствование, когда мозг находится в "младенческом" состоянии, необходимо нам так же, как и остальные состояния". Если оно отсутствует в жизни, то нарушается гармония. [6]
Есть ученые, считающие, что наш мозг мыслить, не способен, так как психический процесс вынесен за его пределы. В этом, например, был убежден крупнейший ученый-хирург, доктор медицинских наук, профессор, лауреат Сталинской премии I степени и одновременно архиепископ Симферопольский и Крымский Лука (В.Ф. Войно-Ясенецкий, канонизирован в 1996 году). В своей книге "О духе, душе и теле" Валентин Феликсович утверждает, что "мозг не орган мысли, чувств, сознания", что "Дух выступает за пределы мозга, определяя его деятельность, и все наше бытие", когда мозг работает как коммутатор, принимая сигналы и передавая их к абонентам".
Подобную точку зрения, что и архиепископ Лука, высказал позже выдающийся австралийский нейрофизиолог, исследовавший ионные механизмы возбуждения и торможения в мембранах нейронов, лауреат Нобелевской премии Эклс Джон Кэрью. По его мнению, существует дух, "витающий" вне мозгового субстрата и управляющий деятельностью мозга человека. На XVI Всемирном философском конгрессе, который проходил в 1978 году в Дюссельдорфе и собрал более полутора тысяч ученых из шестидесяти стран мира, чтобы обсудить взаимосвязь философии с мировоззренческими вопросами современной науки, он выступил с докладом. В своем выступлении он развил идеи своего кумира английского невролога Чарльза Скотта Шеррингтона о том, что механизмы деятельности мозга приводит в действие некий "психический принцип", который находится вне человека.
По глубокому убеждению Эклса, сознание есть абстракция, которая не может быть предметом научного исследования. Появление его, так же как и возникновение жизни, является высшей религиозной тайной. В своём докладе нобелевский лауреат опирался на написанную совместно с американским философом-социологом Карлом Поппером книгу "Личность и мозг".
Человек и космос, 57/58. Январь/февраль, 2009.