Голографическая Вселенная

В более поздних исследованиях Гроф обнаружил, что тот же ряд  феноменов проявлялся и в сеансах терапии, не включающих применение  лекарств. Поскольку общим элементом таких экспериментов явилось расширение  сознания за границы пространства и времени, Гроф назвал такие проявления  "трансперсональным опытом", и в конце 60-х гг. XX в. благодаря ему появилась новая  ветвь психологии, названная "трансперсональной" психологией, посвященная  целиком этой области.

Хотя и вновь созданная ассоциация Трансперсональной психологии  представляла собой быстро растущую группу профессионалов-единомышленников  и стала уважаемой ветвью психологии, ни сам Гроф, ни его коллеги не могли  предложить механизма, объясняющего странные психологические явления,  которые они наблюдали. Это изменилось с приходом голографической (холономной) парадигмы.

Некоторые учёные, достигшие всемирной известности, признали, что совершали свои основные открытия под воздействием ЛСД или других психотропных веществ. Утверждается, что лауреат Нобелевской премии (1962) Фрэнсис Крик открыл молекулярную структуру ДНК под воздействием ЛСД. Лауреат Нобелевской премии (1993) Керри Муллис заявил, что визуализация полимеразной цепной реакции – открытие, за которое им была получена Нобелевская премия – произошла благодаря принятию ЛСД. Основатель фирмы Apple Стив Джобс признавал, что решение попробовать ЛСД было одним из двух-трёх самых важных решений, принятых за свою жизнь. [5]

Эти примеры приводятся не для пропаганды ЛСД, т. к. это очень опасно, когда используется в качестве развлечения, и известно немало случаев приводившим к смертельным исходам. А упоминается для того, чтобы показать, как сильно может меняться сознание человека, и то, что Вселенная, возможно, устроена по принципу голограммы, изменив угол зрения на любой предмет, можно узнать и открыть много нового о нём.

Действие на человека одной дозы ЛСД весьма различно, но почти всегда возникают галлюцинации и искажения чувственного восприятия. Например, цвета могут казаться звучащими, а звуки – обладающими запахом, формой или цветом. Кроме того, происходят разнообразные изменения эмоционального состояния – от приятного возбуждения и состояния блаженства до депрессии, сильнейшей тревоги, страха, раздвоенности сознания и умопомешательства. Восприятие времени, как правило, изменяется. Короткие временные интервалы обычно переживаются, как более длительные, хотя иногда происходит обратное. В крайних случаях минуты могут переживаться как века и тысячелетия и наоборот: продолжительные эпизоды сеанса воспринимаются как длившиеся лишь несколько секунд.

В качестве наглядного примера, показывающего, на сколько может меняться представление об окружающей действительности, возьмем 9 рисунков, которые были сделаны художником, который находился под воздействием ЛСД. Это исследование действия психотомиметических средств было проведено правительством США в конце 50-х гг. XX в. Художник получил дозу (50 мкг) ЛСД-25 и коробку разноцветных карандашей. Он должен был нарисовать доктора, который сделал ему инъекцию.

  1. Первый рисунок был сделан через 20 минут после первой дозы. Наблюдающий за ним врач заметил, что пациент выбрал карандаш тёмно-серого цвета.
    Отчёт: «Состояние нормальное. Эффекта от наркотика ещё нет».
  2. Второй рисунок через 1 час 25 минут после первой дозы и через 20 минут после второй (ещё 50 мкг).
    Пациент находится в эйфории. "Я могу видеть так ясно. Это... Вас... Всё это... У меня есть небольшие проблемы с карандашом: я не могу его контролировать".
  3. Третий рисунок через 2 часа 30 минут после первой дозы.
    Пациент хорошо фокусируется на рисовании. "Контуры кажутся нормальными, но слишком яркими – очень много разных цветов. Моя рука должна следовать крутым изгибам линий. У меня такое чувство, будто моё сознание, находится в той части тела, которое сейчас активно – в моей руке, в моём локте... в моём языке".
  4. Четвертый рисунок через 2 часа 32 минуты после первой дозы.
    "Я пытаюсь сделать другой рисунок. Контуры нормальные. Рисунок получился немного странным. Это не очень хороший рисунок. Я попробую ещё раз".
  5. Через 2 часа 35 минут.
    Пациент делает один рисунок за другим. "Я нарисую без остановки. Одна сплошная линия".
    После этого он начинает смеяться, затем испуганно смотрит на пол.
  6. Через 2 часа 45 минут.
    Пациент возбуждён. Он отвечает медленно. Он почти не говорит.
  7. Через 4 часа 25 минут после первой дозы.
    Пациент пошел полежать. В течение двух часов, лёжа на постели, размахивал руками. После этого он возвращается и берёт акварельные краски.
    "Это будет лучший рисунок. Почти как первый, только лучше! Если я не буду осторожен, я потеряю контроль над своими движениями, но я делать этого не буду. Потому что, я знаю... я знаю". (затем это слово повторяется много раз).
    Пациент делает последние полдюжины штрихов, шагая взад-вперёд по комнате.
  8. Через 5 часов 45 минут.
    Пациент продолжает ходить по комнате, выполняя сложные движения. Пройдёт полтора часа, прежде чем он сядёт снова рисовать.
    "Я могу чувствовать свои коленки. Я думаю, что действие наркотика проходит. Это очень хорошенький рисунок".
  9. Через 8 часов после первой дозы.
    Пациент садится на кровать. Он говорит, что действие наркотика прошло. Мы просим его рассказать о последнем рисунке, который он сделал без особого восторга.
    "Я ничего не хочу говорить о последнем рисунке. Он плохой и неинтересный. Я хочу пойти домой. Сейчас".

Этот пример демонстрирует то, как может меняться сознание человека и его видение реальности, когда один и тот же человек восприниматься совершенно по-разному.

Человек и космос, 59/60. Март/апрель, 2009.